00.00.0000 , 00:00
Русский (РФ)Украинский (UA)English (UK)

История ГП НАРП

 

     Государственное предприятие «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» было основано 29 сентября 1939г. на базе авиаремонтных мастерских при училище пилотов "Главсевморпути", которое затем сменило название на "Военно-Морское авиационное училище им. Леваневского", г. Николаев.

Мастерские по ремонту самолетов г. Безенчук

  

    C 1939 по 1941 годы авиаремонтные мастерские выполняли ремонт самолётов У-2, Р-5, МБР-2, Р-6, Р-10 и авиационных двигателей М-11, М-17, М-22, которые находились на вооружении военно-морской авиации. В июле1941 г. в связи с угрозой оккупации г. Николаева войсками фашистской Германией, авиаремонтные мастерские эвакуируются на ст. Безенчук Куйбышевской области.

    В 1942 – 1943 годах в мастерских проводится сборка 40 самолетов Р-10 и 12 самолетов Пе-2, которые после сборки, доводки и испытаний отправлялись на фронт.

   После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков в сентябре-декабре 1944 года мастерские передислоцируются в с. Степановка Херсонской области, где и находились по 1949 год. В это время выполняется ремонт самолетов Ту-2, Ил-4, ПО-2, двигателей М-17, М-11, М-105, М-100.

   8 января 1947 года авиаремонтные мастерская при ВМАУ им. Леваневского переформированы в 793 авиарембазу. Было присвоено условное наименование "воинская часть 69223".

     В сентябре 1949 года 793 авиарембаза перебазируется к новому месту дислокации в г. Николаев на станцию Кульбакино. Численность авиарембазы составляла 250 человек военнослужащих и около 150 человек свободно наемных. В это время производится ремонт самолетов Пе-2, Ил-4, Ту-2 и двигателей АШ-82, АШ-88Б.

   

    В начале 50-х годов 793 авиарембаза освоила ремонт самолетов Ли-2, Ил-28 и двигателя ВК-1. В связи с чем появилась острая необходимость в расширении производственной базы.

    Поистине переломными в жизни завода стали конец 50-х начало 60-х годов. Начинается освоение нового поколения самолётов Ту-16 и двигателей РД-3М-500. Наращиваются производственные мощности, завод становится одним из ведущих предприятий авиации ВМФ.

    Директивой Главного штаба ВМФ от 17 февраля 1960 года 793 авиарембаза реформирована в 328 завод с подчинением его начальнику 33 учебного центра авиации ВМФ.

    Вторым значимым этапом в жизни предприятия стало освоение ремонта самолётов Ту-95. Первый самолёт этого типа, после выполнения ремонтных работ, облётан испытательным полётом в 1972 году. Учитывая производственные возможности, подготовленность специалистов, находящийся рядом завод «Зоря», Командование ВМФ в 1965 году ставит перед нашим предприятием задачу приступить к освоению ремонта морских газотурбинных установок (ГТУ).

   Итак, начиная с1963 г. 328 завод ремонтирует: самолеты Ту-16 различных модификаций, а также авиадвигатели АМ-3, РД-3М, РД-3М-500, морские двигатели ГТУ-2, ГТУ-2А, ГТУ-2М, Д-2Б, М-2.

   В период с 1972 по1977 г.г. кроме самолетов Ту-16 освоен ремонт самолетов Ту-95 РЦ, а с 1978 года Ту-142. В связи с важностью поставленных задач, объёмами производства по ремонту самолётов Ту-16, Ту-95, Ту-142, авиационных двигателей и морских ГТУ, радиоэлектронного, навигационного оборудования и вооружения значительно расширяется производственная база, обновляется станочное и стендовое оборудование, ведётся подготовка и обучение специалистов, активно строится жильё и объекты социальной сферы.

    

   Начало 80-х годов вошло в историю завода как новый этап в освоении ремонта самолёта третьего поколения Ту-22М.

   С октября 1985 года 328 АРЗ (в/ч 69223) переподчинен Главнокомандующему ВМФ СССР.

   В связи с распадом СССР в 1992 году предприятие входит в структуру ремонтной сети Министерства обороны Украины и подчиняется ВВС ВС Украины. Значительно сокращаются объёмы производства.

   В это время перед руководством завода, трудовым коллективом стоят сложности и жизненно важные задачи: сохранение производства и специалистов, сохранение своего назначения как ремонтного авиационного предприятия, подготовка и организация производства по выпуску многих товаров народного потребления.

   В период с1993 г. коллектив завода в рекордно короткие сроки осваивает ремонт самолёта Су-24 всех модификаций, осваивает и выполняет ремонт авиационных двигателей НК-8-2У, Д-30КП, АИ-8, ТА-6А, М-14П, М-14В26, оборудования самолетов гражданской авиации (Ан-12, Ан-24/26, Ан-32, Ил-18, Ил-38, Ил-62, Як-40/42, Ту-134, Ту-154), выполняются ремонт и регламентные работы на самолётах типа Ил-76

      

    В 1996 г. наименование в/ч 69223 заменено на в/ч А-4475 "Государственное предприятие Министерства обороны Украины "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП".

            

       В 1999-2000 г.г. Конструкторским бюро завода был сконструирован сверхлегкий самолет "НАРП-1". В 2000 году изготовлен первый самолет. В 2000-2002 годах сверхлегкий самолет "НАРП-1" прошел заводские и государственные летные испытания, процедуру сертификации результатом которых стало получение Сертификата типа и Сертификата производства. С 2002 года налажено серийное производство самолетов "НАРП-1" на предприятии.

     В 2006 г. ГП "НАРП" входит в состав Государственного хозяйственного объединения концерна "Авиавоенремонт". Также в 2006 году по распоряжению Кабинета Министров Украины на территории завода был открыт пункт пропуска через государственную границу, что позволило принимать и отправлять самолеты из-за рубежа, которые прибывают для ремонта и технического обслуживания на аэродром базирования предприятия «Кульбакино».

      С 2008 г. завод начинает осваивать контрольно-восстановительный ремонт самолетов Ил-76МД, Ил-78, а также ведутся работы по освоению капитального ремонта двигателей Д-30КП (КП-2).

В 2011 г. Государственное предприятие "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП" вошло в состав государственного концерна «Укроборонпром». 

   На сегодняшний момент предприятие выполняет:

  - контрольно-восстановительный ремонт самолётов Ил-76МД, Ил-78 и средний ремонт агрегатов заправки УПАЗ, для чего создана уникальная стендовая база;

  - Средний ремонт самолетов Су-24 всех модификаций. Проводится расширение производственных мощностей, позволяющих выполнять сборку комплектов оборудования для модернизации самолётов типа Су-24;

  - Расширенный средний ремонт двигателей Д-30КП (КП-2);

  - Капитальный ремонт вспомогательных силовых установок ТА-6А (А1, Б,В), ТА-6В, ТГ-16М, АИ-8, газотурбинных установок М2БЕ, Д2Е, Д2К, М8Г, Д3Е, М5Е, М7К, газотурбинных двигателей ДР59Л, ДО-14, ДЖ-59Л2 (Л3). Также продолжается работа по освоению капитального ремонта двигателей Д-30КП (КП-2), расширение перечня ремонтируемого оборудования самолетов гражданской авиации. 

Производственная база
Самолет типа Ил-76/78
Самолет Су-24 (М, МР)
Самолет НАРП-1
Двигатель Д-30КП (КП-2)
Вспомогательные установки
ГТД и ГПА